Свой первый бизнес я начала вести параллельно с наемной работой. В то время мы с напарницей работали по графику 2/2. Это был цветочный магазин. Моей напарнице явно ничего не было интересно, главное отсидеть положенные 11 часов и получить заработную плату за смену. Что меня абсолютно устраивало. Ведь владелица магазина практически не вмешивалась в дела бизнеса. Кроме того, мне она полностью доверяла. И как лучшему сотруднику разрешала продавать в магазине свои товары (разумеется, относящиеся к теме). Я с удовольствием воспользовалась этим карт-бланшем. В свободное время мастерила разные интересные вещицы. В то время вошли в моду букеты из конфет.
Вскоре у меня появился партнер. Он занимался разработкой сайта и странички в соцсетях. Дело наше росло и крепло. По крайней мере, так казалось. Я договорилась еще с тремя магазинами и выставляла там продукцию собственного изготовления. Они, естественно, были не так великодушны и оставляли себе 20% от проданных букетов. Тем не менее, продажи росли.
По выходным я ездила за материалами на рынок и оптовые базы. Моя съемная квартира была завалена букетами, топиариями, сувенирами, композициями. Я даже не разгребала завалы. Просто отодвигала немного от дивана самодельный столик (состоящий из двух табуреток и листа ДСП). Привычным питанием для меня стали вареники и кофе. Не хотелось тратить время на приготовлении пищи. Утром я занималась теми вопросами, которые требовали работы мозга. То же общение с партнером через интернет (он жил в другом городе). Мы обсуждали стратегии развития, придумывали различные акции, конкурсы, розыгрыши. Просчитывали доставку и изучали вопрос официального оформления ИП.
Мне было очень интересно заниматься своим делом. Как я уже упомянула, в первой половине дня я работала головой. Когда заканчивались силы, начинала работать руками, то есть изготавливать букеты. Нам частенько стали предлагать быть спонсорами разных мероприятий. Другими словами, с нас подарки для победителей. А взамен организаторы предлагали нам рекламу нашего проекта.
Через какое-то время у меня появилась помощница на изготовлении товара. Ведь мне уже было тяжело справляться одной. Правда проработала она недолго. Мотивация ее быстро иссякла. Ведь началось кризисное время. Продажи стали падать. Да и мода на такие поделки потихоньку стала угасать.
Сначала от меня ушла помощница, а затем и партнер. Было очень обидно. Их не волновало, что будет дальше с бизнесом? Хотя моими помощниками были мои родственники. Однако это не имеет никакого значения, как я убедилась в дальнейшем. Ведь разгребать завалы, распродавать остатки и сводить дебет с кредитом приходилось мне одной.
Партнерские магазины постепенно стали возвращать мне продукцию. Потому как она плохо продавалась. А конфеты внутри букетов имеют свой срок годности. Необходимо вовремя реализовывать такой товар. Какое-то время я продолжала работать самостоятельно. Однако это не приносило ощутимых результатов. Постепенно мой бизнес сошел на нет.
Выводы:
— у меня не осталось никаких финансовых долгов после закрытия бизнеса. Я окупила все вложения уже в первый месяц работы. Я внимательно отслеживала где, сколько трачу и зарабатываю;
— хороший опыт ведения переговоров, поиска партнеров, клиентов, ведения группы и сайта. Так же опыт руководителя и ответственного лица. Организаторских моментов, отчетности. Словом, совсем другая деятельность и другой уровень ответственности, в сравнении с наемным сотрудником;
— разочарование в партнерах, они же родственники;
— не уделяла времени на обучение. Все делала наугад. Не предприняла никак действий по переформатированию и поиску новых действующих стратегий развития в кризисный момент.
Вот таким был мой первый опыт ведения микро бизнеса. Были в нем плюсы и минусы, но в целом воспоминания остались приятные. Сейчас, с высоты прожитых лет видно, что нужно было делать, а что нет. Например, я убедилась в том, что строить бизнес с родственниками нужно крайне осторожно. А лучше вообще не связываться. Так и бизнес будет целее, и отношения крепче.